GK

Главный Калибр – Судовой механик

SCTKQ25.jpg

 

Приветствую, друзья!

 

Представляю Вашему вниманию новую рубрику – “Судовой механик”. В ней мы затронем некоторые технические моменты устройства кораблей и их историю развития с точки зрения механики. Начнём, пожалуй, с сердца корабля – паровых энергетических установок.
Персонажи вымышленные, место их работы разведкой достоверно не установлено.

 

– Юра, звони. Пусть срочно его останавливают и переводят котельную на резервный! – Жора брызгал слюной в трубку.
– Бу-бу-бу, – в трубке привычно гундосил начальник качества по внешним претензиям.
– У них уходящие газы уже за 250 валят и расход топлива на 10% увеличился. Угробят котёл к ядрёной матери!
– Бу, – трубка прервалась на мыслительный процесс и сделала “пи-пи”.
– Идиоты, ничему жизнь не учит. – Жора закинул на выработку эндорфина в рот здоровый кусман шоколадки. – Хорошо, котёл не паровой, а то, не ровен час, бахнуло бы уже, если бы пытливый электрик внёс в схему парочку “принципиальных улучшений”…

 

Стажёр Павлуша втянул в правую ноздрю “весеннюю капель”:
– Шеф, а разве по двум показателям можно заключение делать?
– Ну, как сказать, если бы мы были тут первооткрывателями, то впору было бы засомневаться. Только, Павлик, это всё до нас уже сто раз проходили и для особо умных эксплуатационной документации столько наплодили, что у слона ноги переломятся, если разом эти все бумажки ему на горб водрузить. А не окунуться ли нам опять в историю? Что скажешь, Саня?
– Окунёмся, заодно мозги провентилируем, – технолог Сашка привычным движением выкатил на центр кабинета флип-чарт.
– Ну что, начнём. История, насколько полезная для умных, и то может пасовать перед дураками, которые предпочитают собственным лбом проверять прочность граблей, которые положил нам технический прогресс несколько столетий назад. Если бы всё дело ограничивалось парой отбитых молотком пальцев, то всё было бы терпимо, но не в том случае, когда за опыт были отданы тысячи жизней.
– Так уж и тысячи, – Сашка подозрительно сощурил левый глаз.
– Тысячи, Саня, если не больше, и это только при попытках приручить пар, который человечество научилось производить в первый период индустриализации. Ну и, естественно, наибольшего прогресса человечество добилось в попытках усовершенствовать технику для истребления себе подобных…паровые машины активнее всего требовал флот.
– Так паровые котлы и сейчас относятся к опасным объектам.
– Именно, с ними и связаны прогресс и наибольшее количество жертв. Все знают про катастрофу “Титаника”, но мало кто вспоминает про ещё более масштабную катастрофу речного парохода “Султанша”, погибшего в 1865 году на реке Миссисипи и угробившего 1653 человека по причине взрыва парового котла, вот он – корабль-красавец, незадолго до гибели:
WzFZRPj.jpg

– котлы того времени представляли из себя обыкновенные цилиндрические ёмкости с наружной топкой из кирпича, в которой сжигали уголь, вот типичная схема того времени:

0iIcbw6.png

– На котле монтировались примитивные предохранительные устройства – предохранительные клапана и визуальные указатели уровня воды в котле, которые постоянно в процессе вахты надлежало продувать паром.
– Для удаления шлама и накипи – стажёр Пашка оживился, выудив из запасов институтских знаний нужные буквы.
– Именно, это сейчас водоподготовке отдается пристальное внимание, контуры котлов делают замкнутыми и подпиточная вода химически обрабатывается для удаления солей и примесей, на судах имеется своя лаборатория для анализа подготовленной воды. А тогда над этим особенно не заморачивались – котлы питали забортной водой, хотя пресная вода и не так губительна, как морская, но в апреле это паводковые воды, с большим содержанием глины и прочих намытых прелестей, поднятых со дна.
– Но даже в те времена неужели об этом не знали?
– Знали конечно, поэтому старший механик парохода Нэйт Уитрингер требовал продувки и чистки котлов практически на каждой стоянке, но когда в дело вмешиваются деньги и сроки выполнения контрактов…
– Быть беде, значит, – подытожил Сашка.
– Да, инспектор котлонадзора на стоянке в Новом Орлеане обнаружил вспучивание стенки правого котла и настоятельно рекомендовал полный ремонт или замену котла, но ведь для этого пришлось бы отказаться от государственного контракта и ремонт был произведён лишь косметический. А теперь, стажёр, расскажи-ка нам, что такое вспучивание и почему оно происходит.
Стажёр почему-то глупо покраснел, но речь подхватил:
– Ну, наверное, стоит начать с физических свойств металла, из которого сделан был корпус котла. – Пашка уставился в глаза опытного технолога Сани, ища в них поддержку, но тот честно исполнял роль ничего не понимающей институтки.
– Так вот, это…в общем, в зависимости от температуры предел прочности стали падает. Чем выше температура стенки котла, тем меньшее давление он может выдержать, не начав разрушаться. Вспомнил, график даже есть такой в справочниках! – ободрённый находкой Паша намалевал график на флип-чарте:
0KZWfsM.jpg
– То есть, в некоторых случаях прочность падает больше, чем в два раза.
– Верно, всё верно стажёр, а почему же вдруг стенка начнёт перегреваться? – Жора вопросительно вскинул бровь.
– Ну как же…конструктивно стенка котла должна выдерживать давление внутри, необходимое для кипения воды и получения пара, но с точки зрения термодинамики она просто передаёт тепло от горения угля воде, но если вода низкого качества, то на стенках котла изнутри при нагреве воды происходит отложение накипи и грязи, которые и препятствуют нормальной теплопередаче.

– Правильно студент, давай зачётку. Вот, посмотрите на занесённый котёл изнутри, как это в реальной жизни выглядит:

5QE5NoX.jpg

Все поверхности теплообмена покрыты слоем накипи и отложений, какой уж тут теплообмен – вода толком не кипит, а металл перегревается. Или вот дымогарные трубки:

IwGnZXy.png

Слева занесённая из-за низкого качества питательной воды, справа новая – проходное сечение уменьшилось, теплосъёма никакого. Сгорание металла трубы – лишь вопрос нескольких недель, или дней.
А вот что происходит с металлом – вытянулся и повис грушей, которую называют “отдулиной”:
sNZy59Y.jpg
– По сути, это тоже вспучивание, только во внутренний объём, причём перегретый металл, который вывели в такое состояние, даже после остывания уже не вернет прежние свойства. И если его отрихтовать кувалдой весом 30 кг и вернуть в прежнюю геометрию, то ровно при том же давлении, которым его разнесло, он опять вспучится.
 – Занесённый котёл накипью и отложениями будет работать хуже, пара давать меньше. Чтобы поддержать ход с нужной скоростью его выведут на форсированный режим, топлива будут сжигать ещё больше, перегревая стенки, а если посмотреть на твои графики, то, перегреваясь, стенка котла может треснуть даже при давлении меньше рабочего, что и произошло на “Султанше”. Косметически заделанная “вспучина” треснула и котёл рванул, выбросив избыточное давление, которое разрушило палубы и погубило персонал котельного отделения, но обрушившиеся палубы полбеды – продукты горения топки воспламенили деревянные конструкции… правый котёл продолжал давать пар, а заглушить его было уже некому, и “Султанша” ещё шла вперёд, набегающим ветром пожар быстро распространился по всему кораблю, деревянный борт прогорел и судно затонуло…
NlQUF5J.jpg
– Но откуда такие жертвы? Было же время на эвакуацию.
– Конечно, только изначально пароход был рассчитан едва ли на 700 пассажиров, а погрузили на него больше двух тысяч. Причём это, в большинстве своём, были освобождённые военнопленные, которых в лагерях, скажем мягко, не откармливали, средств спасения не хватало, да и попав в апрельскую ледяную воду Миссисипи, измождённые люди не могли продержаться больше 10-15 минут и погибали от переохлаждения…Величайшая катастрофа была затменена убийством Линкольна, которое произошло неделей спустя, в итоге расследование прошло по принципу “разберёмся как следует – накажем кого попало”.
– Теперь понятно, почему двух показателей температуры уходящих газов и расхода топлива достаточно, чтобы диагностировать подобные вещи
– Именно, студент, с вероятностью 99% все будет именно так, а 1% спишем на вероятность неисправности приборов контроля и измерений. Так-то, а теперь за работу – завтра продолжим, если будет желание. Интересно же, сколько времени растапливали котлы на “Авроре”?

 

Звонок не дал ответить ни распалившемуся стажёру, ни матёрому Сашке.

 

– Бу-бу-бу бу бу-бу-бу, – главный управитель качества опять вышел на связь.
– А я что говорил? На резерве ещё месяц минимум можно работать, – Жора отключил трубку. – Учи историю студент, в жизни пригодится, а в технике тем более.

 

Вместо послесловия:
Буду рад услышать ваше мнение, а также предложения по темам, связанным с технической стороной флота, которые стоило бы затронуть, в рамках данной рубрики.
Пишем комментарии – не стесняемся.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
13 rating, 15 votes13 rating, 15 votes (Оценка: +13, Голосов: 15)
Вам нужно авторизоваться , чтобы оценить пост.
Loading...

11 комментарии для “Главный Калибр – Судовой механик

  1. Познавательно и не нудно, большое спасибо за статью.

  2. Спасибо, интересно и написано хорошо, жду следующих баек механика)

  3. Интересная подача, прочитал с удовольствием.

    1. А ещё мы планируем проводить параллели с игрой. Но мы думаем над реализацией :)

  4. Спасибо за отличную статью. Очень интересно. Обычно осюжетеное представление не люблю, но тут все в меру

  5. Интерестное изложение, небольшой обьем информации, воспринялся без напряга. Будет интерестно почитать следующие труды, спасибо

Комментарии отключены