glavnaya-1

История и игра: крейсер. Часть 1.

Автор: Bartleby_blr


Крейсер (cruiser – по-английски) – создавался не материально, то есть не задумывался сразу по чертежам, а «вышел в мир» по своим задачам. Изначально, крейсерами стали называть корабли, обладающие хорошей дальностью хода и автономностью, имеющие на своем борту вооружение, достаточное для ведения активных боевых действий с легкими кораблями и транспортами противника.

Так, в 17 веке, крейсерами назывались: фрегаты, шлюпы, корветы, бриги. Естественно, что каждый тип корабля имел свои задачи, но основной принцип их боевого применения был именно в войне за ресурсы противника – корабли конвоировали торговые и транспортные суда своих сил, а также вели отлов аналогичных вражеских сил. Основным преимуществом таких крейсеров была невысокая стоимость, как постройки, так и содержания, что, с одной стороны, давало возможность быстро вводить строй все новые и новые крейсера, а с другой стороны – небольшими силами лишать противника ресурсов.

Конечно, в крупных сражениях использовать такие крейсера было невозможно – что может предложить фрегат с одним рядом пушек против линейного корабля с 4-5 рядами орудий? Поэтому долгие годы после возникновения идеи «крейсерской войны» даже мысли о создании специального военного крейсера не возникало. Фактически, родоначальниками «крейсерской войны» стали французские военно-морские руководители, выбравшие тактику ослабления британского флота путем сокращения морских поставок своими каперами (война за Испанское наследие, 1701 год). Несмотря на не самый удачный опыт длительного ведения таких боевых действий (через пару лет британские морские силы ввели систему конвоев и блокад портов), в дальнейшем такая тактика использовалась как французами, так и достаточно успешно американцами. Особенно это стало видно во время Англо-американской войны 1812-1814 годов (Вторая война за независимость), а также, более чем успешного выступления крейсеров во время Гражданской войны в США (1861-1865 года).

Все эти хоть и не слишком значимые, но довольно удачные применения именно крейсерских сил флота привели к закономерному развитию идеи крейсера, как отдельного вида кораблей. И, в 1878 году, как в России, так и в Британии ввели понятие «крейсер» (хотя и разные по значению, эти классификации были приведены к общему виду уже в 1892 году), под которыми стали понимать легкобронированные и небронированные артиллерийские корабли с паровым двигателем.

Первый броненосный крейсер «Генерал-Адмирал»

Схема бронепалубы и угольных ям

Первым «звоночком» к несостоятельности небронированных крейсеров стал миниатюрный бой – битва в бухте Пакоча (29 мая 1877 года). В данной «битве» 2 скорострельным и деревянным крейсерам Британии противостоял старый монитор Перуанского флота (это такое прибрежное бронированное судно с парой пушек). После продолжительной перестрелки, британцы, имея колоссальное преимущество в количестве стволов (38 против 5), впервые использовали торпеду в качестве «последнего аргумента», но и здесь им не повезло. Выпустив более 400 снарядов по перуанскому кораблю, они добились вывода из строй всего надпалубного оборудования и гибели одного сигнальщика. Полученные в ответ 10 снарядов перуанского крейсера хоть и не нанесли серьезного ущерба, но не оставили британских моряков равнодушными.

Интересный факт: первый успешный запуск торпеды произошел в Черном море, менее чем через  год, а сделали его катера Российского флота под командованием будущего адмирала Макарова, потопив турецкий сторожевой пароход.

Сопоставив первые опыты применения таких крейсеров,  «узрев» их крайне низкую живучесть, что было вызвано невозможностью установки брони в условиях сохранения изначально планируемого водоизмещения и стоимости корабля. Поэтому наиболее доступным в этом случае решением стала идея бронепалубы – специально скошенной по краям бронеплиты, прикрывавшей машины и погреба боеприпасов. Кроме этого дополнительной защитой бортов стали «угольные ямы» (склады угля, размещенные под скосами палубы) толщиной около 60 см, что по тем временам являлось защитой, аналогичной 25мм стальной брони. Решение, впервые опробованное на британском крейсере «Комюс», который получил классификация «бронепалубный» (protected cruiser), в 1878 году было достаточно удачным и аналогичные бронепалубные крейсера на несколько десятков лет стали основной крейсерской силой флотов многих стран.

В нашей игре представлено довольно много бронепалубных кораблей того времени:

  • Британия: крейсер «Веймут» («Weymouth») – последняя серия бронепалубников Британии. Теоретически должен быть лучшим кораблем 2-го уровня игры, так как «старше и монаршее» всех остальных представителей.

  • США: премиум 2-го уроня «Олбани» и «тяжеловес» 3-го уровня «Сент-Луиз» (полуброненосный по классификации США: то есть бронепояс был, но жиденький).

  • Германия: дала нашей игре 3 бронепалубных крейсера – «Эмден» (прославленный рейдер Индийского океана), его собрат по типу «Дрэзден», а также усовершенствованный «Кольберг» (одноименного типа) 3-го уровня.

  • Франция: ничем, кроме названия не впечатляющий «Журен де ла Гравьер» 2-го уровня. Кстати, на полном ходу этот крейсер действительно мог развалиться.

  • Япония: несмотря на громадное количество крейсеров эпохи Русско-Японской войны, нам не дали ни одного, чтобы не нервничали при встрече J.
  • СССР (естественно в качестве России): начиная (хотя, теоретически заканчивая) с «Новика» 2-го уровня, крейсера 2-го класса, первым в мире развившим скорость в 25 узлов, и заканчивая крейсерами 1-го класса. Это и «Диана» с «Авророй», и «Олег» с «Богатырем». Интересные факты про эти корабли: «Богатарь» – один из кораблей, раздобывших книгу кодов Германских морских сил в Первую мировую войну, ну а «Аврора» – самый долгоживущий корабль в истории России и один из двух последних сохранившихся бронепалубников в мире.

Отличительной особенностью русского флота того времени стали первые в мире «броненосные крейсера», что было обусловлено идеей «крейсерской войны» против Британии. Первенцем броненосных крейсеров стал – крейсер «Генерал-адмирал» (по изначальной классификации – фрегат), спущенный на воду в 1875 году. Отличием от бронепалубных крейсеров стало наличие «бронепояса» – обшитые броней борта, в районе ватерлинии корабля. Данный тип корабля нельзя путать с броненосцами того времени – на броненосцах использовалась гораздо более толстая броня и было более мощное вооружение (минусом стояла слабая мореходность броненосцев, но об этом в других статьях).
В Российской империи, в годы, шедшие между появлением первого броненосного крейсера и русско-японской войной, строили абсолютно разные и непохожие друг на друга корабли, даже если они формально закладывались однотипными. Связано это было с низкой скоростью постройки, отсутствием своей исследовательской школы и многому другому. Таким образом, крейсерский состав Российского флота поражал своей разношерстностью. Тем не менее, в противовес России, броненосными крейсерами занялись и другие страны, в частности – Британия.

Прекрасно осознавая, что флот России, в особенности ее новые крейсера, планируется использовать как рейдеры на британских коммуникациях, англичане принялись строить свои броненосные крейсера. Однако, после длительных безуспешных попыток, англичане надолго отказались от строительства броненосных крейсеров. Связано это было в первую очередь с тем, что построить устраивающий по мореходности, бронированию и мощности залпа крейсер было сложнее и дороже, чем более мощный броненосец или обычный крейсер.

Но, в начале 1890-х годов, известия о броненосных крейсерах докатились до каждого уголка Земли. Вот тогда и началось массовое «броненосное помешательство». И первый качественный шаг сделали французы, перешедшие с обычного пороха на мелинит, заложенный в фугасы. После первого же учебного использования таких фугасов стало ясно, что существующая броня не спасает от них. Вот и первый по-настоящему броненосный крейсер был заложен Францией под названием «Дюлюи-де-Лом», правда, с учетом длительности строительства, он устарел еще до спуска на воду (начало – в 1888 году, спуск – в 1895 году).

Вообще, в этот период, французские корабельные инженеры просто искрили идеями – чего стоят шести трубные «Жанна Д’Арк» и «Эрнест Ренан». Кстати, именно не «Жанне» была впервые использована так называемая «французская» (или «американская») система бронирования, когда все жизненно важные центры корабля заключались в броневой короб.

В другом направлении работал флот Германской империи. Их броненосные крейсера стали появляться чуть позже других крупных морских держав, но буквально со второй попытки они получили неплохие результаты, а венцом их деятельности стали броненосные крейсера типа «Шарнхорст» – собственно «Шарнхорст» и «Гнейзенау». К сожалению, эти крейсера вступили в строй как раз ко времени выхода первых линейных крейсеров Британии и противопоставить им ничего не могли, что и показала их дальнейшая история.

В общем, даже второе поколение броненосных крейсеров, частично построенное до итогов Русско-Японской войны, частично после них, не стало чем то особенным. Выдержавшая время Британия, насмотревшись на «чудеса инженерии» прочих стран быстро склепала 32 броненосных крейсера достаточно приличного вида. Япония, не мудрствуя лукаво, заказала броненосные крейсера фактически в каждой кораблестроительной стране мира и, в общем то, их крейсера типа «Асама» сыграли важную роль в Русско-Японской войне.

Основным рывком к массовому росту количества новых бронепалубных и броненосных крейсеров во флотах разных стран стали войны за передел мира в конце 19 – начале 20 веков. В это время крейсера продемонстрировали возможность их использования против броненосцев и мониторов, а также при поддержке сухопутных войск и, особенно, в «крейсерской войне» (Испано-Американская война, 1898 год, Русско-Японская война, 1904-1905 год).

Испано-Американская война была последней серьезной битвой Испанского флота. Она же показала несостоятельность Испании, как крупной колониальной державы и привело к быстрому  закату длительной морской эпохи этой страны. В войне Испании пришлось несладко – не имея практически никаких современных кораблей, противостоять мощному, достаточно «свежему» флоту США (САСШ на то время) не было никакой возможности. По итогам войны, превратившейся в избиение американскими войсками испанских, Испания отдала США Пуэрто-Рико, Гуам и Филиппины (проданы за 20 миллионов долларов), а также несколько находящихся рядом островов Тихого океана. Кроме того, Куба получила независимость. А уже через год Испания продала оставшиеся неприкрытыми флотом острова Тихого океана Германии.

Интересный факт: из почти 8 тысяч погибших американских солдат и моряков только 385 погибли от ранений, остальные от болезней и антисанитарии. В испанской армии погибших от болезней еще больше – почти 14 тысяч человек.

Интересный факт 2: Испано-Американская война стала первой войной, снятой на кинопленку.

Про Русско-Японскую войну подробно описывать нет смысла – большинству уже все давно известно. Броненосные крейсера Российского флота не сыграли никакой решительной роли ни в одном из сражений. Фактически «крейсерская война» не была сыграна ни одной из сторон, хотя и были попытки совершить подобные действия. Крейсерский бой в Корейском проливе 1 августа 1904 года привёл к выводу из строя достаточно новых броненосных крейсеров русского флота, а Цусимское сражение, ставшее крупнейшим в истории додредноутных флотов, было больше сражением броненосцев, а не крейсеров. Подробный видео рассказ о Цусимском сражении вы можете посмотреть в видео «Морские легенды».

Буквально после окончания Русско-Японской войны смысл броненосцев потерялся, а броненосные крейсера перестали рассматриваться как серьезные военные корабли. Связано это было с постройкой «Дредноута», который открыл новый класс военно-морских сил и сразу морально состарил все корабли мира. Таким образом, развитие крейсеров пошло по совсем другим принципам, а их характеристики уже не могли оставаться прежними и требовали больших изменений. И хотя к началу Первой мировой войны флоты многих стран были насыщены броненосными крейсерами, серьезного веса на влияние своих стран на морских просторах они уже не оказывали.

Интересный факт: последним существующим броненосным крейсером является греческий крейсер «Авероф», чудом переживший обе мировые войны и ставший кораблем-музеем в 1984 году.

Последним «гвоздем в крышку гроба» броненосных крейсеров стал апрель 1907 года, когда Британия спустила на воду свой первый линейный крейсер «Инвинсибл». Линейный крейсер (battlecruiser), по идее, совмещал достоинства броненосных крейсеров и дредноутов (которые еще не переименовали в класс «линкор»). В частности, на первых линейных кораблях, разработанных в Британии, были установлены аналогичные «Дредноуту» 305мм орудия, пусть и в меньшем количестве, но скорость хода увеличилась на 4,5 узла. При этом бортовой залп могли вести те же 8 орудий, что и у «Дредноута». К сожалению, для повышения скорости хода была принесена в жертву броня корабля, что по разработанной британцами концепции должно было нивелироваться скоростью хода… но не стало.

Другим путем пошли немецкие моряки. Их линейный крейсер (при начале разработке имел классификацию «тяжелый крейсер») изначально имел меньший калибр орудий, но нес на себе в два раза больше брони, чем английский вариант. Проект был настолько удачным, что британцам пришлось в срочном порядке пересмотреть свою доктрину «минус броня – плюс скорость» и разрабатывать лучше бронированные линейные крейсера.

Вкратце, крайне длительный и неудачный процесс создания линейного крейсера Великобритании, до Первой мировой войны не завершился и делу помог случай – разработка британскими конструкторами линейного крейсера для Японии (тип «Конго», проект 1912 года). Удачный и быстроходный линейный крейсер произвел огромное впечатление на верхушку морского флота Британии и ими был заказан аналогичной проект у этого же завода («Виккерс» – один из крупнейших британских инженерных комплексов, наибольшую известность получивший за постройку подводных лодок).

В целом, линейные крейсера не смогли занять серьезную нишу во флоте, так как разница в стоимости между ними и линкорами была крайне незначительной, а небольшое преимущество в скорости хода и маневренности с каждым годом все уменьшалось, пока не пропало полностью (в частности, скорость хода линкоров класса «Айова» позволила забыть об отставании тяжелых сил флота от легких и маневренных кораблей).

В то же время прогресс не стоял на месте и очередной виток развития двигателей и появление паровых турбин (которое и позволило строить линейные крейсера) дало также толчок к появлению легких бронированных крейсеров («light armored cruisers»), в скором будущем переименованные просто в легкие крейсера («light cruisers»). Выросшие из бронепалубных крейсеров и сохранившие их маневренные возможности, легкие крейсера кроме бронепалубы оснащались и бронепоясом. Основными задачами сохранялись атаки на транспортные коммуникации противника, конвой и, в связи с ростом количества эсминцев, отражение атак легких сил флота противника от линкоров и линейных крейсеров.

Продолжение следует…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
10 rating, 10 votes10 rating, 10 votes (Оценка: +10, Голосов: 10)
Вам нужно авторизоваться , чтобы оценить пост.
Loading...

9 комментарии для “История и игра: крейсер. Часть 1.

  1. Насчет двух оставшихся бронепалубникофф. Стоящий на Темзе “Белфаст” в какой список включать?
    И еще один любопытный факт. Англичане любят снимать кино про славные страницы своей истории, сняли они в 1956 году и черно-белый фильм  The Battle of the River Plate про бой с “Адмиралом графом Шпее”. Из занятых в фильме кораблей два являлись действительными участниками подлинных событий: находившийся уже в составе Индийского флота бывший новозеландский HMNZS Achilles и переоборудованный в учебный корабль тяжелый крейсер HMS Cumberland. Роль флагманского HMS Ajax «сыграл» легкий крейсер HMS Sheffield, германским рейдером стал американский тяжелый крейсер USS Salem, ну а роль главного героя битвы – тяжелого крейсера Эксетер — досталась легкому крейсеру типа Colony HMS Jamaica. При слабой художественной и исторической ценности фильма, посмотреть на “настоящие” крейсера вполне себе интересно. Фильм доступен он-лайн и на торрентах.

    1. Сорри! Забылось! Фильм-то оказывается, цветной. Это я с каким-то другим спутал. Может, про охоту на Бисмарк или еще какой…

    2. Ну, по порядку :)
      “Белфаст” ну никак не бронепалубник – это легкий крейсер одноименного типа, выпускавшийся практически перед Второй мировой на замену типу “Линдер”. Прямо как в игре. Два представителя типа “Белфаст” в игре у нас есть – о них будет дальше рассказано.
      А второй из бронепалубников недавно продавался на EBay.com – нет средств у американцев содержать такой древний музей. Если погуглите – найдете без проблем.

  2. Не менее интересен тот факт, что торпедная атака по перуанскому монитору “Уаскар” (он же “Гуаскар”) была признана британским ОБЩЕСТВОМ таким БЕСЧЕЛОВЕЧНЫМ актом, что дальнейшая судьба и карьера британского капитана … не сложилась, хотя его действия специальным судом были признаны вполне законными. А может, это потому, что на борту монитора вроде тоже присутствовали подданные Британии, у которой, как известно, нет постоянных союзникофф…

    1. Да, но пришлось бы долго рассказывать о том, как и почему английские моряки (в основном инженеры и механики) вступили в бой со своими же английскими кораблями, причем без всяких пыток и долгих убеждений. Это вообще была не морская война, как ни крути, а вот сколько из “не-морской” битвы нашлось удачных выводов…

  3. Первым «звоночком» к несостоятельности небронированных крейсеров стал миниатюрный бой – битва в бухте Пакоча (29 мая 1977 года). В данной «битве» 2 скорострельным и деревянным крейсерам Британии противостоял старый монитор Перуанского флота…..

    я думаю тут ошибочка с годом битвы, поправьте

Комментарии отключены