glavnaya-1

История и игра: крейсер. Часть 2.

Автор: Bartleby_blr


Часть 1

Вернемся ко времени Первой мировой войны. В её преддверии, несмотря на гонку «дредноутов», которую развили Британия и угрожавший ей флот Германии, большинство кораблей флотов составляли именно крейсера, часть из которых уже была спроектирована как «линейные крейсера», а остальные оставались развитием идей бронепалубных и броненосных крейсеров разных типов и годов постройки. Несмотря на жуткий дисбаланс и совершенно разные технические характеристики кораблей, именно насыщение флотов многих стран этим типом кораблей привело к вынужденному участию крейсеров в морских сражениях Первой мировой войны. В цифрах количество крейсеров выглядело так:

  • Британия – 142 крейсера, из них: 10 линейных, 34 броненосных, 36 легких, 22 бронепалубных и 40 устаревших бронепалубных крейсеров;
  • Германия – 67 крейсеров, из них: 6 линейных, 9 броненосных, 6 легких, 33 бронепалубных и 13 устаревших бронепалубных крейсеров;
  • США – 34 крейсера, из них: 12 броненосных, 6 легких, 16 бронепалубных;
  • Франция – 32 крейсера, из них: 19 броненосных и 13 бронепалубных;
  • Япония – 28 крейсеров, из них: 2 линейных, 13 броненосных, 3 легких и 10 бронепалубных;
  • Италия – 22 крейсера, из них: 10 броненосных, 3 легких и 9 бронепалубных;
  • Россия – 14 крейсеров, из них: 6 броненосных и 8 бронепалубных;
  • Австро-Венгрия – 13 крейсеров: 3 броненосных, 3 легких и 7 бронепалубных.

Самыми известными сражениями Первой мировой войны с участием крейсеров стали:

  • 50-минутная битва при Коронеле, окончившаяся победой германского вице-адмирала Шпее (два затопленных крейсера Британии и более 1600 убитых британских моряков и их командующий контр-адмирал Крэдок против 2 раненых немецких моряков, вечером 1 ноября 1914 года у берегов Чили) – фактически тактическая ошибка британского контр-адмирала, приведшая к избиению его скромной эскадры;

  • почти 12-часовая погоня эскадры контр-адмирала Стэрди (8 кораблей, из них: 2 линейных крейсера, 3 броненосных крейсера, 2 легких крейсера и один старый броненосец) у Фолклендских островов за эскадрой вице-адмирала Шпее (2 броненосных крейсера и 3 легких крейсера), закончившаяся убедительной победой британских моряков. Была названа «местью за Коронель» и свела счет потерь кораблей и экипажей в пользу Англии (более 2000 убитых германских моряков, 4 затопленных крейсера и погибший вице-адмирал Шпее). Битва происходила 8 декабря 1914 года у Фолклендских островов;

  • 8-часовой поиск своих и чужих в сражении в Гельголандской бухте (28 августа 1914 года). Две эскадры линейных крейсеров Британии в сопровождении двух крейсерских эскадр (броненосных и легких крейсеров), с поддержкой флотилии подводных лодок и двумя флотилиями эсминцев должны были обеспечить прикрытие высадки десанта. Общий состав британских сил поддержки десанта составил 5 линейных крейсеров, 8 лёгких крейсеров, 33 эсминца и 8 подводных лодок. Благодаря несогласованным действиям и плохим погодным условиям удалось фактически поодиночке разобраться с 3 легкими крейсерами Германии и одним миноносцем, при этом потери Германского флота составили около 1000 человек, а также был убит контр-адмирал Маас. Потери английского флота не превысили 50 человек, ни один корабль не был затоплен.

  • засада британского флота у Доггер-банки (Северное море) 24 января 1915 года. Имея возможность расшифровывать радиограммы Германского флота, британский флот получил возможность перехватить серьезную часть крейсерского флота Германии. Из-за нерешительности адмирала Мура, заменившего на командном посту выбывшего по причине серьезных повреждений корабля вице-адмирала Битти, серьезных последствий для Флота открытого моря не случилось, хотя преимущество Британии в тот день было, как минимум, двукратным. Основные потери пришлись на единственный затонувший броненосный крейсер «Блюхер» – почти 1000 человек, в остальном – только повреждения кораблей разной степени тяжести. Таким образом, встреча двух крейсерских флотов (5 линейных крейсеров, 7 легких крейсеров и 35 эсминцев Англии против 3 линейных крейсеров, 1 броненосного крейсера, 3 легких крейсеров и 18 миноносцев Германии) оказала влияние только на улучшение ТТХ имеющихся и строящихся кораблей и произвела ротацию в кадрах обеих стран.

Естественно, не обошлось без участия крейсеров и в грандиозном Ютландском сражении 31 мая – 1 июня 1916 года. Однако, учитывая, что основными действующими лицами в этих сражениях были линкоры, расскажем об этом сражении в другой раз. Единственное настоящее «крейсерское», что можно взять из Ютландской битвы – это пришедшее понимание о невозможности использования линейных крейсеров против линкоров противника. С другой стороны, германские линейные крейсера, разработанные для борьбы в Северном, Балтийском и Черном морях показали себя очень хорошо. Однако считать такие линейные крейсера именно «полноценными» крейсерами не получалось – мореходность оставляла желать лучшего.

Даже разработанный с учетом ошибок Первой мировой войны и, особенно, Ютландского сражения, линейный крейсер Великобритании «Худ» (тип «Худ») впоследствии стал «добычей» линкора «Бисмарк», утопившего его в процессе «охоты на Бисмарк».

В 1922 году, то есть в то время, когда послевоенные державы активно проектировали линейные крейсера и линкоры новых типов, было подписано Вашингтонское морское соглашение, которое обязывало остановить гонку вооружений «крупного калибра» и ограничивало тоннаж строящегося флота крупнейших стран мира. А после этого «отдыха», в 1936 году концепция линейных крейсеров устарела и, фактически, уже не использовалась никем, кроме Германии и США. При этом линейный крейсер США вышел из доков лишь летом 1944 года и был полностью и абсолютно не востребован, в то время как «карманные линкоры» Германии активно участвовали еще во многих сражениях Флота открытого моря.

В то же время именно Вашингтонское морское соглашение открыло двери для гонки вооружений… крейсеров. Да, именно ограничение тоннажа и мораторий на постройку линкоров заставили выстрадать такое понятие, как «тяжелый крейсер» («heavy cruiser»). Соглашение 1922 года не позволяло строить корабли с тоннажем свыше 10 000 тонн, а также с орудиями калибром больше 203 мм, а так как никто не хотел строить меньше – все стали проектировать исключительно большие крейсера. Кстати, до 1930 года все эти крейсера назывались не «тяжелыми», а «вашингтонскими» – по месту соглашения.

Практически все тяжелые крейсера первого поколения (эпохи 1920-1930 годов) были неудачными. Каждая страна пыталась сделать что-то похожее на крейсер в обычном понимании, но с достаточно большими артиллерийскими способностями. Итогом этого явились первые проекты тяжелых крейсеров, в основном разместившихся в нашей игре на 6-7 уровнях:

  • США: тип «Пенсакола» (первый корабль этого типа в игре носит это же имя) – обладал отличным набором пушек, но и броней, способной противостоять только эсминцам. Второй вариант, тип «Нортхэмптон» отличался слегка улучшенной броней (все равно не достаточной для боя с аналогичным крейсером) и более скромным количеством стволов. Последний «вашингтонский» крейсер представлен типом «Портлэнд», являвшим собой улучшенную версию «Нортхэмптона» с бронезащитой погребов, призванной оберегать от пробития 203мм снарядов, был заказан только для загрузки верфей в период «великой депрессии». Именно тяжелый крейсер типа «Портлэнд» под названием «Индианаполис» представлен в игре. Интересный факт: именно на «Индианаполисе» были доставлены части ядерной боеголовки для удара по Японии в 1945. На обратном пути корабль был затоплен японской подводной лодкой (и был обнаружен на днях поисковой группой).

  • Британия: первым, очень похожим по концепции на американский «блин комом», вышел тип «Кент» – еще в процессе постройки очевидно слабый по бронированию и по скорости хода. И даже спешно модернизированный тип «Лондон» остался не у дел с такими же проблемами, хотя скорость хода и была увеличена, но этим решением пришлось отказаться от противоторпедных булей. И третий «блин» вышел таким же скомканным – тип «Норфолк» был лишь чуть-чуть сильнее бронирован, чем тип «Лондон». Справедливости ради заметим, что эти корабли обладали прекрасной мореходностью, что было в дальнейшем очень востребовано в Северном море. Однако в сражениях с противником аналогичного класса эти корабли, суммарно сведенные в один общий тип «Каунти», были откровенно слабы. Замечание: ни один тяжелый крейсер Британии в игре не представлен.

  • Германия: немцы, находясь под условиями Версальского договора, не могли приступить к строительству более чем 6 кораблей, подходящих под «вашингтонские» требования. И путем длительного проектирования, пришли к выводу, что им не требуются такие крейсера, а нужно нечто особенное. Вот под «особенным» и подразумевалось создание первых «карманных линкоров»: броненосцев «Дойчланд», «Адмирал Шеер», «Адмирал граф Шпее». Впоследствии эти корабли были официально названы тяжелыми крейсерами, а их последователи серии «карманников» – линейными крейсерами («Шарнхорст», «Гнайзенау»). Как нетрудно догадаться – эти корабли в нашей игре стоят на 6-7 уровнях. Интересный факт: первым тяжелым крейсером (по названию, а не по типу) стал немецкий броненосец «Блюхер» в 1908 году.

  • Япония: первыми моделями тяжелых крейсеров стал тип «Фурутака», растиражированный в количестве двух единиц. Превышение веса брони и оборудования привело к снижению планируемых показателей скорости и ухудшило мореходность корабля. В то же время, заложенные до ввода в строй корабли типа «Аоба» – как развитие типа «Фурутака», сталкнулись с теми же проблемами на выходе. Так что и у «япов» первый «блин» вышел неудачным. Настолько неудачными, что в игре их поставили на 5 и 6 уровень соответственно, причем в игре «Фурутака» – единственный тяжелый крейсер 5-го уровня.

Аоба

Фурутака

Продолжение в следующей части…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
11 rating, 13 votes11 rating, 13 votes (Оценка: +11, Голосов: 13)
Вам нужно авторизоваться , чтобы оценить пост.
Loading...

7 комментарии для “История и игра: крейсер. Часть 2.

  1. “в то время как «карманные линкоры» Германии активно участвовали еще во многих сражениях Флота открытого моря” только вот не флота открытого моря – это название кайзеровского флота, а кригсмарине – это название вмф германии (по моему до сих пор)

  2. Эмм… С чего это вдруг Фурутака и Аоба стали вашингтонскими? Заложены они были после конференции, но проектирование началось в 1916, за 6 лет до подписания договора. Действительно первый крейсер, спроектированный в рамках ограничений в 1922-1923 годах, был Миоко (или Мёко, как кому нравится). Об этом даже в клиенте игры сказано.

    1. Они были “вашингтонскими” по типу классификации. Тяжелый крейсер 200-мм орудиями. Естественно, с учетом их проектирования до принятия решений конференции их нельзя назвать именно вписанными в допустимые размеры “вашингтонских соглашений”, просто они попали в эту классификацию по результатам, так сказать.

      1. Именно, попали случайно. Угадали, можно сказать. А вашингтонскими принято называть крейсера, которые были конкретно спроектированы в рамках ограничений. Так что небольшая неточность получается.

Комментарии отключены